Рабочая программа воспитания основной образовательной программы высшего образования 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование»
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.09.2022 г. №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации;
- Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»;
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»;
- Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
- Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации;
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.09.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 № 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р»);
- Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 (ред. от 12.01.2022) «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.02.2014 № ВК-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях»;
- Письмо Минобразования России от 02.10.2002 № 15-52-468/15- 01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации» (вместе с «Информацией о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации», «Рекомендациями по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации»);
- «Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования» (утв. Минобрнауки России).
- Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, Приказ Минобрнауки России от от 22 февраля 2018 г. № 121 (далее – ФГОС ВО);
Формирование и развитие личности будущего высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста, создание условий для его самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
- формирование личности обучающегося, способного к принятию ответственных решений, нравственному, гражданскому, профессиональному становлению, жизненному самоопределению, а также проявлению нравственного поведения и духовности на основе общечеловеческих ценностей;
- патриотическое, физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегося на основе формирования лидерских качеств, гражданственности, профессионально значимых качеств, чувства воинского долга, высокой ответственности и дисциплинированности;
- формирование у обучающегося культуры здоровья на основе воспитания психически здоровой, физически развитой и социально-адаптированной личности; воспитание толерантной личности обучающегося, открытой к восприятию других культур независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
- выпуск конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем социально-личностных и профессиональных компетенций;
Программа воспитания реализуется в течение всего периода обучения
Модуль 1. Профессиональное и трудовое воспитание обучающихся
Модуль 2. Духовно-нравственное воспитание, в том числе укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Модуль 3. Гражданско-патриотическое воспитание
Модуль 4. Правовое воспитание
Модуль 5. Профилактика экстремистских появлений в студенческой среде
Модуль 6. Развитие творческого потенциала и культурное воспитание студентов
Модуль 7. Формирование системы ценностей здорового и безопасного образа жизни
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
Способы контроля результатов реализации программы
Входной контроль - диагностика способностей и интересов, обучающихся (тестирование, анкетирование, социометрия, опрос).
Текущий контроль - педагогическое наблюдение в процессе проведения мероприятий, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, организованных в выбранном формате, формирование и анализ портфолио студента; исполнение текущей отчётности.
Итоговый контроль – итоговая оценка на основе анализа результатов воспитательной деятельности по показателям.
Цель воспитания – создание образовательного пространства университета, обеспечивающего развитие обучающегося как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечивать устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом.
Задачи воспитания:
1) реализовывать воспитательные возможности общих ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в образовательном сообществе;
2) вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, реализовывать их воспитательные возможности;
3) использовать в воспитании обучающихся возможности изучаемых предметов, поддерживать использование на занятиях интерактивных форм;
4) инициировать и поддерживать студенческое самоуправление – как на уровне университета, так и на уровне группы;
5) поддерживать деятельность функционирующих на базе университета студенческих общественных объединений и организаций;
6) организовывать в университете волонтерскую деятельность и привлекать к ней обучающихся для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
7) организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Практическая реализация задач, установленных в каждом направлении, осуществляется путем организации деятельности в рамках следующих модулей:
Направления и формы работы: | - организация работы с обучающимися-первокурсниками по их адаптации к системе обучения и студенческой жизни; - организация посещения учебными группами музейного комплекса; - проведение профессиональной направленности; - организация деятельности клуба выпускников университета; - развитие научно-исследовательского творчества обучающихся по получаемым образовательным программам и изучаемым дисциплинам; - проведение конкурсов, деловых и ролевых игр, мастер-классов профессиональной направленности; - организация книжных выставок, просмотров и обзоров литературы профессиональной направленности библиотекой университета; - организация встреч с работниками различных отраслей, работодателями и выпускниками университета; - организация экскурсий на предприятия, в организации и учреждения в соответствии с направленностью образовательной программы; - организация конкурсов профессионального мастерства обучающихся; - участие в проведении Дней открытых дверей; - организация работы штаба студенческих трудовых отрядов университета; - организация студенческих волонтерских отрядов. |
Цель | Формирование у обучающихся профессионального самосознания, творческого отношения к получению знаний, готовности работать по профилю, понимания необходимости быть конкурентоспособными на рынке труда, изучать передовой профессиональный опыт для дальнейшего его переосмысления и творческого применения. |
Задачи | - формирование у выпускников понимания профессиональной чести, долга, сознательного отношения и интереса к избранной профессии; - формирование профессионально и социально-значимых личностных качеств, обучающихся посредством включения их в профессионально-трудовую деятельность; - раскрытие социокультурного потенциала получаемых профессий, экономического, экологического, нравственного и эстетического аспектов профессионального труда; - ознакомление обучающихся с профессиональным опытом и традициями в сфере получаемой квалификации; - формирование у выпускника профессиональной культуры и этики профессионального общения; - стимулирование общественной активности обучающихся при организации и проведении добровольческих трудовых акций, деятельности студенческих трудовых отрядов. |
Прогнозируемый результат | развитие у обучающихся: умений и навыков владения механизмами целеполагания, планирования, анализа,рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности; владения приемами действий в нестандартных ситуациях, методами решения проблем; обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, должным уровнем самоорганизации, стремлением к саморазвитию и самореализации; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; - сформированность у обучающихся таких профессионально и социально-значимых качеств, как: трудолюбие (деловитость, старательность, стремления хорошо выполнить работу, понимание пользы труда для общества и себя); инициативность (стремление к начинаниям и инновациям); организованность (способность эффективно распределять силы и время); самостоятельность (способность действовать на основе собственных взглядов и убеждений); коммуникабельность (способность ко взаимодействию, идти на компромисс, убеждать, отстаивать собственную точкузрения) и др.; - увеличение процента трудоустройства выпускников по профилю; - увеличение количества обучающихся, участвующих в добровольческих трудовых акциях; - увеличение количества обучающихся, участвующих в работе студенческих трудовых отрядов; - увеличение количества обучающихся, участвующих в конкурсах научных работ и проектной деятельности профессиональной направленности; - достижения обучающихся в конкурсах профессионального мастерства; - наличие и уровень работ клубов и других объединений профессиональной направленности на выпускающих кафедрах; - вовлечение обучающихся в проведение профориентационной работы. |
Индикаторы | 2023-2024 | 2024-2025 | 2025-2026 | 2026-2027 | 2027-2028 |
Доля обучающихся успешно прошедших итоговую государственную аттестацию (%) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доля выпускников, закончивших университет с дипломом с отличием (%) | 5 | 7 | 10 | 10 | 10 |
Доля выпускников, работающих по направленности (профилю) (%) | 60 | 70 | 80 | 90 | 90 |
Доля выпускников, организовавших собственный бизнес (%) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество конкурсных мероприятий профессиональной направленности (ед.) | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Количество победителей/ призеров конкурсных мероприятий профессиональной направленности (чел.) | 1/1 | 1/1 | 2/2 | 2/2 | 3/3 |
Доля выпускников последнего года выпуска, трудоустроившихся по направленности (профилю) (%) | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Доля обучающихся, участвующих в добровольческих трудовых акциях (%) | 20 | 25 | 30 | 40 | 40 |
Доля обучающихся, участвующих в работе студенческих трудовых отрядов (%) | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Число отраслевых социальных партнеров (предприятий) (ед.) | 50 | 70 | 80 | 80 | 80 |
Направления и формы работы: | - участие преподавателей, обучающихся университета в ежегодных научнопрактических конференциях и научных форумах духовно-нравственной направленности; - участие обучающихся университета в региональных и всероссийских конкурсах молодежных работ по проблематике духовно-нравственных и гражданскопатриотических ценностей; - мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственных и семейных ценностей, этических норм поведения обучающихся университета; - создание видеотеки, видео-презентаций морально-этической и духовной направленности; - проведение встреч, бесед, книжных выставок, литературных обзоров, читательских конференций и других форм работы, пропагандирующих духовные, нравственные, семейные ценности, достижения отечественной духовной культуры; - развитие студенческого волонтерского движения университета во взаимодействии с различными организациями и социальными партнерами; - проведение волонтерских добровольческих акций по оказанию посильной помощи малоимущим, детским домам, реабилитационным центрам, приютам, инвалидам, ветеранам войны и труда иным, нуждающимся в поддержке лицам; - благотворительные выступления творческих коллективов университета в детских домах и школах- интернатах области. |
Цель | Формирование личности выпускника, устремленного к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины, красоты; занимающего активную жизненную позицию, интеллектуально развитого, ответственно относящегося к порученному делу и судьбе своего Отечества; знающего и соблюдающего нормы культуры поведения, речи и общения; приобщенного к, своим историческим и культурным корням. |
Задачи | - повышение уровня духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе и личностном становлении обучающихся; - формирование у выпускников духовно-нравственных ориентиров, способности противостоять негативным факторам современною общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - воспитание у студенческой молодежи гуманного отношения к людям, необходимых нравственно-этических норм и качеств; - распространение среди обучающихся знаний о нравственных и духовных традициях российского народа, воспитание этических и эстетических вкусов и идеалов; - формирование у обучающихся представлений о подлинных семейных ценностях, уважения к институту семьи вообще и к членам семьи, в частности. |
Прогнозируемый результат | - развитие у обучающихся культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; осознание социальной ответственности за влияние своей работы на природу и общество, экологическую безопасность окружающей среды и др.; - положительная моральная направленность и глубина моральных суждений выпускника; - сформированное у выпускников таких социально значимых личностных качеств, как целеустремленность (наличие жизненных планов, определенных мировоззренческих ценностей, идеалов и убеждений); нравственность (сформированность моральных принципов, чувства долга, справедливости, честность, чуткость, благородство, нравственное достоинство, порядочность, милосердие, бескорыстная забота о других, убежденность в необходимости соблюдать нормы морали); ответственность (способность отвечать за свои дела и поступки); стрессоустойчивость (выдержка, самоконтроль, способность переносить трудности, сохранять самообладание), самосовершенствование (способность к непрерывному саморазвитию, самовоспитанию и профессиональному росту); - реальные умения и навыки морально-этического поведения в различных жизненных ситуациях |
Индикаторы | 2023-2024 | 2024-2025 | 2025-2026 | 2026-2027 | 2027-2028 |
Количество мероприятий духовно-нравственного воспитания (ед.) | 20 | 25 | 30 | 30 | 30 |
Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях духовнонравственного воспитания (%) | 15 | 20 | 25 | 25 | 25 |
Направления и формы работы: | - вечера, встречи, посвященные памятным датам и событиям истории России; - групповые и индивидуальные беседы, по вопросам оценки обучающимися своих гражданских позиций, по проблемам национальных и общечеловеческих ценностей и др. - участие обучающихся в митингах, гражданско-патриотических акциях, демонстрациях, возложениях венков к памятникам боевой славы, торжественных мероприятиях, посвященных государственным праздникам; - проведение в учебных группах мероприятий по изучению государственных, общенациональных и региональных символов России; - организация экскурсий для студентов на мемориалы, в музеи; - участие в мероприятиях, посвященных Дням памяти великих полководцев, в Днях воинской славы России; - организация и проведение мероприятий, посвященных Дню флага Российской Федерации, Дню Конституции Российской Федерации, массовое исполнение Гимна Российской Федерации; - участие в избирательных кампаниях разного уровня; - участие во Всероссийской героико-патриотической акции «Георгиевская ленточка», «Диктант Победы»; - организация и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. встреч с ветеранами войны и труда,тружениками тыла: - участие студенческого актива университета во Всероссийской патриотической акции «Бессмертный полк»; - разработка и реализация студенческих проектов, направленных на включение обучающихся в социально- значимую деятельность и т. д.; - организация участия обучающихся университета в работе военно-патриотических, поисковых клубов; - участие обучающихся в организации и проведении исторических реконструкций; - организация участия обучающихся во региональных и федеральных конкурсах; - содействие деятельности поисковых отрядов, археологических и военноисторических клубов, объединений краеведческой направленности, патриотических молодёжных проектов и программ, патриотических клубов, и иных молодёжных объединений патриотической и духовно-нравственной направленности; - реализация проектов по направлению деятельности волонтерского движения «Волонтеры Победы»; - организация массовых акций по исторической или военно- патриотической тематике. |
Цель | Проведение систематической и целенаправленной работы по формированию у студенческой молодежи патриотических качеств личности, российского национального самосознания, активной гражданской позиции, гражданского самоопределения, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. |
Задачи | - формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания, любви к своей Родине, чувства общности со своим народом, уважения к истории России, готовности к защите Отечества и труду на его благо; - формирование лучших черт национального характера, национальной гордости и национального достоинства, чувства солидарности и единства с различными народами, населяющими Российскую Федерацию; - почитание студенческой молодежью национальныхсимволов, героев, уважение к заслугам старшего поколения перед Родиной; - осознание студенческой молодежью личной ответственности за сохранение и приумножение духовного, национального, культурного и экономического потенциала своего Отечества; - знание обучающимися своих гражданских прав и добросовестное выполнение гражданских обязанностей; - формирование электронной и социальной активности будущих специалистов. |
Прогнозируемый результат | развитие у обучающихся уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям; способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, социально-значимые проблемы; готовности к соблюдению прав и обязанностей гражданина России, ответственному участию в жизни страны и других людей; - сформированность у выпускников социально-значимых качеств: патриотизма (любовь к Отечеству, осознание российской и этнической идентичности, готовность защищать интересы Родины и содействовать её профессиональному развитию), гражданственности (активная жизненная позиция, гражданское самосознание, законопослушность), уверенности в себе (здравомыслие, чувство собственного достоинства, оптимизм); - знание обучающимися истории символов российского государства (герб, флаг, гимн); - опыт и готовность участвовать в студенческих общественных объединениях и органах студенческого самоуправления; - электоральная активность студенческой молодежи |
Индикаторы | 2023-2024 | 2024-2025 | 2025-2026 | 2026-2027 | 2027-2028 |
Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию (от общего числа обучающихся) (%) | 50 | 52 | 55 | 55 | 55 |
Количество конкурсных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (ед.) | 10 | 20 | 30 | 30 | 30 |
Количество победителей/ призеров по результатам участия в проектах, мероприятиях различных уровней (чел.) | 3/1 | 4/2 | 4/3 | 4/3 | 4/3 |
Доля обучающихся, участвующих в выборах (%) | 40 | 45 | 50 | 50 | 50 |
Доля выпускников/обучающихся, занимающих активную гражданскую позицию (членство в молодежных общественных организациях, партиях и др.) (%) | 5 | 10 | 15 | 30 | 40 |
Доля выпускников/ обучающихся, способных к самореализации в обществе (организация бизнеса) (%) | 1 | 3 | 5 | 5 | 5 |
Доля родителей обучающихся, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг (%) | 85 | 86 | 90 | 95 | 95 |
Направления и формы работы: | - ознакомление обучающихся с Уставом университета, правилами внутреннего распорядка и другими локальными нормативно-правовыми актами университета; - организация и проведение мероприятий по обучению студенческого актива; - участие обучающихся университета в научно-практических конференциях, семинарах по проблемам реализации и защиты избирательных прав, вопросам повышения правовой культуры обучающихся; - проведение социологических исследований по проблемам правосознания и правовой культуры студенческой молодежи университета; - проведение дней правовых знаний; - организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися «группы риска» и их родителями; - изучение и использование в практической деятельности передового опыта по правовому воспитанию обучающихся. |
Цель | Формирование у обучающихся правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к законам, соблюдение различных законодательных актов и конкретных правовых норм, включая соблюдение прав и обязанностей студента в процессе обучения, в сфере досуга, в общении с другими людьми. |
Задачи | - воспитание у обучающихся чувства уважения к Законам Российского государства; - осознание обучающимися своих прав, свобод и обязанностей перед государством и обществом, закрепленных в Конституции РФ, отдельных отраслях законодательства страны, применимых к профилю будущей профессиональной деятельности; - формирование ценностного отношения к явлениям общественной жизни, социальным группам государственным структурам; - приобщение обучающихся к активной правовой и общественной деятельности; - использование широких возможностей Законов РФ для проявления инициативы, творческой активности обучающихся в различных сферах, включая противодействие антиобщественным и экстремистским проявлениям; - воспитание непримиримости обучающихся ко всем формам нарушений правопорядка; - включенность студенческого актива и органов студенческого самоуправления в правоохранительную деятельность, в преодоление асоциальных проявлений и правонарушений в среде студенческой молодежи. |
Прогнозируемый результат | - развитие у обучающихся готовности соблюдать права и обязанности гражданина России; способности понимать сущность и развитие современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т. ч. защиты государственной тайны; -знание и соблюдение законов Российской Федерации и норм поведения обучающихся; - рост числа обучающихся, участвующих в охране правопорядка, в деятельности студенческих клубов и других объединений правовой направленности; - сокращение количества обучающихся, совершивших асоциальные и противоправные поступки. |
Индикаторы | 2023-2024 | 2024-2025 | 2025-2026 | 2026-2027 | 2027-2028 |
Количество мероприятий по правовому воспитанию (ед.) | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях по правовому воспитанию (%) | 10 | 15 | 20 | 25 | 25 |
Направления и формы работы: | - проведение бесед с обучающимися на тему «Толерантность как понятие и образ жизни»; - мероприятия, посвященные Дню толерантности, Международному дню студентов, Дню народного единства и т.д.; - мероприятия по созданию комфортных условий пребывания и оказание комплексной поддержки иностранным обучающимся, способствующей их социальной адаптации и успешному освоению образовательных программ в университете; - проведение комплекса мероприятий, содействующих формированию межкультурного диалога обучающихся; - поддержка межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участию в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры; - реализация международных студенческих проектов; - проведение недель национальных культур; - проведение тематических встреч в учебных группах по проблемам гармонизации межэтнических и межкультурных отношений; - проведение занятий по вопросам противодействия экстремизму, национализму и ксенофобии в молодежной среде; - проведение встреч, органов студенческого самоуправления по проблемам молодежной субкультуры, межэтнического согласия и духовной безопасности молодежи; - организация участия иностранных обучающихся в традиционных русских праздниках и народных гуляньях (День славянской письменности, Масленица, Пасха и др.); - организация выставок народного творчества, народных промыслов различных стран мира; - творческие встречи со обучающимися-иностранцами представителями различных этносов и культур; - встречи с учеными, писателями, авторами книг и статей, посвященных проблемам правосознания, толерантности и профилактики экстремизма. |
Цель | Формирование у обучающихся высокой культуры межнационального общения, выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми, чувств единства, дружбы, равенства, братства межнационального согласия |
Задачи | -изучение основных причин и факторов, ведущих к экстремистским появлениям в студенческой среде; -развитие у студентов навыков критического мышления и анализа информации, способствующих противодействию экстремизму; -пропаганда ценностей толерантности, уважения к мнению других и межнационального согласия; -организация профилактических мероприятий, направленных на предупреждение экстремистских проявлений (лекции, мастер-классы, конкурсы, семинары и т.д.); -обучение студентов навыкам конструктивной дискуссии и взаимодействия в межличностных отношениях; -информирование студентов о том, как реагировать на экстремистские проявления в учебном процессе и в общественной жизни; -содействие в формировании у студентов позитивной жизненной позиции и стремления к саморазвитию и самосовершенствованию; -оценка эффективности проводимых мероприятий и корректирование плана работы при необходимости; -обеспечение правовой защиты студентов, ставших жертвами экстремистских появлений в студенческой среде. |
Прогнозируемый результат | развитие у обучающихся готовности проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность; - сформированность у выпускников социально-значимых личностных качеств, включающих терпимость к чужому мнению, уважение и признание равенства людей, многомерности и многообразия культур, языков и религии недопущение доминирования и насилия, национализма, ксенофобии и экстремизма; - понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, их жизненных ценностей, традиций, включая культуру быта; - осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; - способность к межкультурному и межнациональному общению и взаимодействию; - осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; - понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества; - осознание ответственности (моральной и юридической) за разжигание межнациональной розни и экстремизма. |
Индикаторы | 2023-2024 | 2024-2025 | 2025-2026 | 2026-2027 | 2027-2028 |
Количество мероприятий по профилактике экстремистских проявлений в студенческой среде (ед.) | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 |
Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях по профилактике экстремистских проявлений в студенческой среде (%) | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 |
Направления и формы работы: | - создание системы раннего выявления одаренной и талантливой молодежи из числа школьников, абитуриентов и студентов; - организация работы творческих коллективов обучающихся; - презентация творческих коллективов и набор в них первокурсников; - поведение праздничных мероприятий среди учебных корпусов университета; - организация деятельности студенческого клуба по игре КВН; - развитие студенческих клубов творческого направления; - участие в ежегодном фестивале «Студенческая весна»; - участие творческих коллективов в региональных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах; - создание и проведение видео-семинаров и мастер-классов по развитию культурных и креативных индустрий, в т.ч. театральные и изобразительные виды искусства, музыка, новые медиа, мода, прикладной дизайн. |
Цель | Формирование общей и профессиональной культуры выпускника, привитие ему культурных потребностей и интересов, совершенствование вербальных и невербальных средств общения, развитие культурного самосознания и творческого потенциала |
Задачи | - создание атмосферы познавательного и эстетического комфорта в университете, благоприятных условий для гармоничного развития обучающихся; - раскрытие творческих задатков и способностей студенчества, содействие в овладении обучающимися креативными формами самовыражения в различных сферах деятельности; - расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ для студентов, в т.ч. сетевых, дистанционных, адаптированных (для людей с ОВЗ) и т.д.; - содействие в повышении интереса обучающихся к изучению культурного наследия страны, обогащению общей и речевой культуры, приобщению к изучению классической литературы; - развитие самостоятельности мышления, креативности и инициативы студенческой молодежи; - оказание помощи обучающимся в овладении культурой поведения, внешнего вида, речи, вербального и невербального общения; - изучение талантов, способностей и интересов обучающихся, активное вовлечение их в творческие коллективы; - создание новых и развитие уже функционирующих творческих объединений обучающихся; - развитие художественной самодеятельности, повышение уровня исполнительского мастерства и расширение репертуара творческих коллективов; - осуществление морального и материального стимулирования активных участников творческих коллективов; - развитие движения КВН; - поиск новых форм и повышение уровня организации позитивного досуга студенческой молодежи, культурно-массовых мероприятий в университете; - повышение уровня участия творческих коллективов в студенческих творческих конкурсах разного уровня; - развитие творческих связей и культурного взаимодействия с учреждениями культуры; - развитие международных студенческих творческих связей; - организация творческих мастерских и мастер-классов для молодёжи с привлечением ведущих деятелей культуры. |
Прогнозируемый результат | - развитие у обучающихся умений ориентироваться в современной культурной среде, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, правильно оформлять результаты логического мышления и др.; - сформированность у обучающихся таких социальнозначимых качеств, как креативность (творческое отношение к делу, нестандартный подход к решению проблем,способность генерировать новые идеи), культура речи, общения, поведения, внешнего вида, культура организация досуга и т.д.; - способность к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, мировой и отечественной литературы; - способность обучающихся к межкультурному взаимодействию и диалогу; - количество обучающихся, задействованных в творческих коллективах; - количество и качество проведенных культурно-массовых мероприятий и акций; - разнообразие форм культурно-досуговой деятельности в университете; - повышение исполнительского мастерства и расширение репертуара творческих объединений университета; - участие творческих коллективов университета в международных, всероссийских и региональных фестивалях, смотрах и конкурсах. |
Индикаторы | 2023-2024 | 2024-2025 | 2025-2026 | 2026-2027 | 2027-2028 |
Количество мероприятий по культурно-творческой деятельности различных уровней (ед.) | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 |
Доля обучающихся, включенных культурнотворческую деятельность (%) | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 |
Количество победителей/призеров конкурсных мероприятий различных уровней (чел.) | 3/1 | 4/2 | 4/3 | 4/3 | 4/3 |
Направления и формы работы: | - повышение физкультурно-спортивной активности университета; - развитие физических способностей обучающихся, привлечение их к регулярным занятиям физической культурой и спортом; - формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, популяризация физической культуры и позитивных жизненных установок; - организация активного отдыха обучающихся как специфической формы реализации спортивно массовой деятельности и оздоровительного процесса в университете; - повышение уровня спортивного мастерства обучающихся; - расширение спортивных связей между образовательными организациями; - укрепление и эффективное использование материально-технической спортивной базы университета; - профилактика социально-негативных явлений в студенческой среде; - осуществление антиникотиновой, антинаркотической и антиалкогольной пропаганды и просвещения среди студенческой молодежи университета; - осуществление мониторинга потребления наркотических и психоактивных веществ студентами университета. |
Цель | Формирование у обучающихся мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни, использование физической культуры и спорта в укреплении здоровья обучающихся, их гармоничном развитии, воспитании морально-волевых качеств и самоконтроля, необходимых в профессиональном становлении, личностной самореализации. |
Задачи | - повышение физкультурно-спортивной активности университета; - развитие физических способностей обучающихся, привлечение их к регулярным занятиям физической культурой и спортом; - формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, популяризация физической культуры и позитивных жизненных установок; - организация активного отдыха обучающихся какспецифической формы реализации спортивно-массовой деятельности и оздоровительного процесса; - повышение уровня спортивного мастерства обучающихся; - расширение межвузовских спортивных связей; - развитие и эффективное использование материальнотехнической спортивной базы; - профилактика социально-негативных явлений в студенческой среде; - осуществление антиникотиновой, антинаркотической и антиалкогольной пропаганды и просвещения среди студенческой молодежи; - осуществление мониторинга потребления наркотических и психоактивных веществ обучающимися; - совершенствование форм информационно-методического обеспечения системы профилактики саморазрушающих видов поведения студенческой молодежи. |
Прогнозируемый результат | - повышение у обучающихся уровня владения средствами самостоятельного правильного использования методов физического воспитания для укрепления здоровья, развитие готовности к достижению должного уровня физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; - сформированность у обучающихся личностных качеств, обеспечивающих их психологическую устойчивость и конкурентоспособность в различных сферах деятельности: стрессоустойчивость, выдержка, стойкость, самоконтроль, способность переносить трудности и управлять своим поведением, сохранять самообладание в сложных ситуациях; - знание и соблюдение обучающимися норм здорового образа жизни: - регулярность посещения обучающимися занятий по физической культуре; - численность обучающихся, задействованных в работе спортивных секций и команд университета; - количество и качество проведения спортивно-массовых мероприятий в университете; - эффективность использования спортивной базы университета; - достижения студенческих сборных команд и отдельных спортсменов университета на спортивных соревнованиях различного уровня; - мониторинг количества обучающихся, получивших взыскания за различные виды асоциального поведения. |
Индикаторы | 2023-2024 | 2024-2025 | 2025-2026 | 2026-2027 | 2027-2028 |
Количество секций по видам спорта (ед.) | 5 | 7 | 10 | 10 | 10 |
Доля обучающихся, посещающих спортивные секции по видам спорта (%) | 23 | 24 | 25 | 30 | 35 |
Количество проведенных спортивных мероприятий (ед.) | 15 | 18 | 21 | 25 | 25 |
Доля обучающихся, принявших участие в спортивных мероприятиях (%) | 15 | 18 | 20 | 25 | 25 |
Доля обучающихся, сдавших комплекс ГТО на значок (%) | 5 | 10 | 15 | 20 | 20 |
- создание в университете единого воспитательного пространства;
- совершенствование нормативной базы в сфере воспитательной деятельности (программы, локальные акты и положения);
- создание современной научно-методической и материальнотехнической базы, обеспечивающей развитие воспитательной, культурнотворческой, спортивно-оздоровительной, общественной деятельности в университете; совершенствование существующих и создание новых форм и методов воспитательной работы;
- укрепление связей с заинтересованными сторонами (общество, работодатели, родители), государственными органами и общественными организациями;
- использование специализированных мониторинговых программ, позволяющих отслеживать результативность воспитательной деятельности;
- развитая и эффективно действующая структура студенческого самоуправления;
- увеличение количества студенческих общественных объединений и клубов;
- развитие общественно-значимых инициатив проектов студенчества университета;
- рост количества социально-активных обучающихся, участников волонтерского, экологического, стройотрядовского движения;
- увеличение количества обучающихся, участвующих в массовых мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровня и непосредственно уровня университета.
- повышение результативности участия обучающихся во внутриуниверститетских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях, соревнованиях, фестивалях и конкурсах (награды, дипломы по итогам участия в научных, образовательных, творческих, спортивных и других форумах);
- рост числа участников творческих коллективов университета и их исполнительского мастерства;
- рост числа участников спортивных секций и соревнований, спортивных достижений и показателей укрепления здоровья обучающихся;
- сформированные, профессионально и социально-значимые личностные качества выпускников;
- активная пропаганда позитивного образа выпускника университета, ценностей гражданственности, патриотизма, социальной ответственности;
- уменьшение количества обучающихся, допускающих противоправное поведение и студентов «группы риска»;
- обеспечение повышения квалификации преподавателей и сотрудников для решения задач воспитания;
- укрепление и расширение сотрудничества с государственными структурами, общественными, молодежными объединениями в реализации основных направлений молодежной политики.
Итоговая оценка ставится на основе анализа результатов воспитательной деятельности по показателям:
- Профессиональное и трудовое воспитание обучающихся
- Духовно-нравственное воспитание, в том числе укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Правовое воспитание
- Профилактика экстремистских появлений в студенческой среде
- Развитие творческого потенциала и культурное воспитание студентов
- Формирование системы ценностей здорового и безопасного образа жизни
Вопросы для собеседования по оценке воспитанности обучающегося в сфере «Профессиональное и трудовое воспитание обучающихся»:
Как Вы понимаете социальную значимость и сущность своей будущей профессии? Если бы у Вас были неограниченные возможности, какую образовательную программу Вы бы выбрали? Планируете ли Вы связать свою дальнейшую жизнь с получаемой специальностью? Как Вы оцениваете свою профпригодность и какие, на Ваш взгляд, Вы видите перспективы развития в своей профессиональной сфере? Как Вы оцениваете условия труда в выбранной вами профессии, и какие Ваши предложения по их улучшению? Аргументируйте своё профессиональное самоопределение. Почему Вы выбрали эту образовательную программу? Как Вы думаете, востребована ли Ваша специальность на современном рынке труда и почему Вы так считаете?>
Оценка воспитанности:
Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении и определяет социальную значимость выбранной профессии;
Умеет осуществить самоанализ профессиональной пригодности;
Определяет перспективы развития в профессиональной сфере;
Хорошо знает условия труда и вырабатывает предложения по их улучшению;
Определяет перспективы своего трудоустройства;
Определяет положительные и отрицательные стороны профессии;
Определяет ближайшие и конечные жизненные цели в профессиональной деятельности;
Участвует в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию.>
Вопросы для собеседования по оценке воспитанности обучающегося в сфере «Духовно-нравственное воспитание, в том числе укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей»:
Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности? Что именно Вы подразумеваете, говоря о духовно-нравственных ценностях? Что по Вашему мнению является нравственными нормами? С какого возраста нужно начинать духовно-нравственное воспитание? Кто должен заниматься духовно-нравственным воспитанием? Что является лучшим способом для воспитания у человека духовно-нравственных ценностей? Как Вы думаете, для чего нужно духовно-нравственное воспитание молодежи?>
Оценка воспитанности:
Хорошо знает общепринятые нормы и правила поведения в быту и общественной среде;
Способен к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования и самовоспитания;
Знает и понимает истоки отечественной материальной и духовной культуры, творческое самовыражение личности;
Способен к реализации потенциала традиционной духовно-нравственной культуры народов России, российского общества в своей профессиональной деятельности;>
Вопросы для собеседования по оценке воспитанности обучающегося в сфере «Гражданско-патриотическое воспитание»:
В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека? Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у Ваших сверстников нравственно-патриотических качеств? Что, по Вашему мнению, составляет основу Вашего понимания патриотизма? Как Вы в среднем оцениваете уровень понимания большинством Ваших сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях? Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил? Кто (или что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах? Как соотносятся Ваши личные интересы с общественными в вопросе об отношении к службе в армии? Участвовали ли Вы в мероприятиях патриотического или военнопатриотического характера за последние 2- 3 года (до поступления в вуз)? Существует ли, по Вашему мнению, необходимость воссоздания (на новой основе) системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет?>
Оценка воспитанности:
Понимает сущность и особенности российского патриотизма;
Способен к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития страны;
Умеет определять приоритетность ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными, семейными, групповыми, корпоративными, национальными, политическими и др.;
Проявляет устойчивый интерес к истории России, к проблемам и особенностям развития современного общества и государства;
Проявляет готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Отечества и его защиты;
Обладает совокупностью навыков, умений, качеств, необходимых для реализации функции защиты Отечества в одной из сфер жизни общества, государства;
Проявляет социальную активность личности, группы в качестве субъекта патриотической деятельности;
Участвует в мероприятиях, способствующих развитию в сфере гражданского-патриотического воспитания.>
Вопросы для собеседования по оценке воспитанности обучающегося в сфере «Правовое воспитание»:
Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах? Как Вы думаете, чем поможет Вам знание закона в будущем? Приходилось ли Вам оказываться в ситуациях, когда Вы ощущали недостаток правовых знаний? В чем на Ваш взгляд, должна заключатся главная задача изучения правовых знаний в образовательной организации? Нужен ли, по Вашему мнению, предмет «Право» в образовательной программе? Согласны ли Вы, что правовая культура определяет правовое поведение человека? Можно ли ограничить граждан в правах в интересах стабилизации общественных отношений? Каковы ваши действия, когда должностное лицо намекает на взятку? Оказавшись свидетелем преступления, Вы сообщите в правоохранительные органы?>
Оценка воспитанности:
Обладает системой знаний в области законов, прав и обязанностей гражданина РФ;
Умеет применять в практической деятельности знания о законодательстве РФ;
Обладает знаниями эффективных методов в области формирования законопослушного поведения.>
Вопросы для собеседования по оценке воспитанности обучающегося в сфере «Профилактика экстремистских появлений в студенческой среде»:
Знаете ли Вы, что такое экстремизм? Насколько серьезной, с Вашей точки зрения, является проблема экстремизма в стране? Кого, с Вашей точки зрения, можно отнести к экстремистам? Что, с Вашей точки зрения, является главными причинами того, что люди становятся членами экстремистских группировок? Что, с Вашей точки зрения, является главным смыслом деятельности религиозно-политических экстремистов? Можете ли Вы сказать про себя, что поддерживаете какие-либо экстремистские идеи? Можете ли Вы сказать, что некоторые экстремистские идеи вызывают у Вас сочувствие? Видите ли Вы для себя угрозу в наличии экстремистских проявлений? Есть ли эффективные способы борьбы с экстремизмом? Какие меры по борьбе с экстремизмом поддержали бы лично Вы? Как Вы считаете, достаточно ли сейчас ведется воспитательной работы с детьми и молодежью в учебных заведениях по профилактике экстремистских идей? Сталкиваетесь ли Вы в своей повседневной жизни с проявлениями экстремизма и прочих деструктивных идеологий?>
Оценка воспитанности:
Знает основные правовые акты в сфере противодействия экстремистской деятельности в РФ;
Знает основные направления государственной политики РФ в области противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде;
Знает особенности проявлений экстремистской деятельности в современном цифровом пространстве;
Умеет находить и определять эффективные методы профилактики экстремизма и терроризма;
Способен осуществлять деятельность по профилактике экстремизма в соответствии с действующим законодательством.>
Вопросы для собеседования по оценке воспитанности обучающегося в сфере «Развитие творческого потенциала и культурное воспитание студентов»:
Как часто Вы посещаете культурно-досуговые учреждения? Как Вы обычно проводите свой досуг? Что для Вас является основополагающим при выборе деятельности в свободное время? Откуда Вы обычно получаете информацию о культурно-досуговых мероприятиях? Какие кружки, секции, клубы по интересам Вы посещаете или хотели бы посещать? Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете? Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить? Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вы работаете / будете / хотели бы работать?>
Оценка воспитанности:
Обладает такими личностными качествами как инициативность, творческий и нестандартный подход к решению задач, креативность, оригинальность мышления.
Способен применять теоретические знания для реализации потребностей к творческому развитию и творческой самореализации.
Способен к приобщению ценностей отечественной и зарубежной художественной культуры, образцам народного творчества, классического и современного искусства. >
Вопросы для собеседования по оценке воспитанности обучающегося в сфере «Формирование системы ценностей здорового и безопасного образа жизни»:
Что для Вас является здоровым образом жизни? Какое воздействие оказывает на Вас социальная реклама здорового образа жизни? Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? Что Вы предпринимаете для поддержания своего здоровья? Интересуетесь ли Вы информацией о здоровом образе жизни? Влияет ли неблагоприятная внешняя среда на здоровый образ жизни? Является ли здоровый образ жизни залогом долголетия? Каковы, на Ваш взгляд, наиболее популярные объяснения несоблюдения норм здорового образа жизни? Какие меры, с Вашей точки зрения, будут наиболее актуальными в плане популяризации занятий спортом и ведения здорового образа жизни?>
Оценка воспитанности:
Способен к улучшению и поддержанию собственного физического, психического и социального здоровья;
Обладает знаниями об основах здорового и безопасного образа жизни, здорового питания, знаний о личной гигиене.
Обладает навыками и нормами поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Умеет выявлять и минимизировать факторы риска, негативно сказывающиеся на здоровье.>
Ресурсное обеспечение воспитательной работы направлено на создание условий для осуществления воспитательной деятельности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в контексте реализации образовательной программы.
Для реализация рабочей программы воспитания университет укомплектован квалифицированными специалистами.
Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим директора, который несёт ответственность за организацию воспитательной работы, заместителя директора, непосредственно курирующего данное направление, педагогов-организаторов, социальных педагогов, специалистов психолого-педагогической службы, кураторов, преподавателей.
Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей инфраструктуре объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, интернет-ресурсами и специализированным оборудованием. Информационное обеспечение воспитательной работы направлено на:
- информирование о возможностях для участия обучающихся в социально значимой деятельности;
- информационную и методическую поддержку воспитательной работы;
- планирование воспитательной работы и её ресурсного обеспечения;
- мониторинг воспитательной работы;
- дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических работников, общественности);
- дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы.
Информационное обеспечение воспитательной работы включает:
комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных средств (компьютеры, принтеры, сканеры и др.). Система воспитательной деятельности представлена на сайте университета.